Из блокнота депутата Государственной Думы РФ Виктории Николаевой
Напомнить позже

Принять участие в опросе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Из блокнота депутата Государственной Думы РФ Виктории Николаевой

Создается реестр лиц, лишенных родительских прав или отстраненных от обязанностей опекуна (№ 657588-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", первое чтение).

Законопроектом предусматривается:

- создание реестра лиц, лишенных родительских прав или отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей или в отношении которых отменено усыновление по вине усыновителя, и включение данного реестра в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – банк данных);

- возложение на суд обязанности по направлению выписки из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в  родительских правах, отмене усыновления также в орган опеки и попечительства (что позволит этим органам вести учет таких лиц посредством внесения указанной информации в банк данных).

ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

Вводится возможность использования на борту самолета средств сдерживания в отношении лиц, создающих своими действиями угрозу безопасности полета или жизни и здоровью других лиц (№ 577008-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования средств сдерживания на борту воздушного судна", первое чтение).

Законопроектом предлагается:

- наделить командира воздушного судна правом отдавать распоряжения членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) о пресечении ими противоправных действий лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, с использованием специальных средств сдерживания, размещенных на борту воздушного судна, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

- предусмотреть, что члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) на основании распоряжения командира воздушного судна имеют право применять все необходимые меры, в т.ч. меры принуждения, в отношении указанных лиц и вправе использовать специальные средства сдерживания, размещенные на борту воздушного судна. Порядок действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна и правила применения специальных средств сдерживания устанавливается Правительством РФ.

 

Введение категоризации инвесторов – физических лиц (№ 618877-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", первое чтение).

Законопроектом предусматривается введение категоризации клиента -физического лица – процедура отнесения его к одной из категорий инвесторов. Закрепляются следующие категории инвесторов:

- неквалифицированные инвесторы, которые подразделяются на особо защищаемых неквалифицированных инвесторов и простых неквалифицированных инвесторов;

- квалифицированные инвесторы, которые подразделяются на простых квалифицированных инвесторов и профессиональных квалифицированных инвесторов.

Для каждой категории определяются критерии, которым должно соответствовать физическое лицо, а для профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, кредитных организаций и субъектов страхового дела устанавливаются требования к совершению сделок с инвесторами - физическими лицами в зависимости от их категории.

По общему правилу любое физическое лицо является особо защищаемым неквалифицированным инвестором (средства таких инвесторов по умолчанию могут вкладываться только в наиболее простые и наименее рискованные финансовые инструменты). Простым неквалифицированным инвесторам по умолчанию доступны наряду с указанными финансовыми инструментами маржинальные сделки.

Для простых неквалифицированных инвесторов предусмотрена возможность совершения сделок, направленных на приобретение любых ценных бумаг, а также заключения любых договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, за исключением предназначенных для квалифицированного инвестора, при соблюдении одного из следующих условий:

- совершение таких сделок в пределах установленной суммы (400 тыс. руб.);

- по итогам прохождения тестирования (порядок проведения определяется саморегулируемой организацией, членом которой является лицо, проводящее тестирование);

- по итогам сдачи экзамена на сайте биржи либо саморегулируемой организации в сфере финансового рынка в сети «Интернет».

Простому квалифицированному инвестору по умолчанию доступны все финансовые инструменты, которые доступны неквалифицированному инвестору, без прохождения тестирования либо сдачи экзамена, а также при надлежащем информировании о характеристиках финансового инструмента и рисках, связанных с осуществлением операций с ними.

Профессиональному квалифицированному инвестору по умолчанию доступны любые финансовые инструменты.

Обязанность по проведению категоризации инвесторов или проверке соответствия инструмента категории инвестора возлагается на брокера, форекс-дилера, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, доверительного управляющего, кредитные организации, субъектов страхового дела и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

(Доп. вопросы). Для Следственного комитета РФ предусматривается возможность создавать собственные судебно-экспертные учреждения и подразделения (№ 663034-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации", первое чтение).

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования организации и производства судебной экспертизы Следственным комитетом РФ (СКР). Предлагается:

- ввести новое понятие «уполномоченные федеральные государственные органы» (СКР будет относиться к указанным органам, в которых могут создаваться государственные судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения в целях организации и производства судебной экспертизы, назначенной в соответствии с законодательством РФ);

- возложить на СКР полномочия по организации и производству судебных экспертиз (молекулярно-генетической, компьютерно-технической, видеотехнической, информационно-аналитической, строительно-технической, фоноскопической, лингвистической, финансово-аналитической, психофизиологической (с использованием полиграфа), почерковедческой, дактилоскопической, баллистической, портретной, трасологической, физико-химической, пожарно-технической, экологической, медико-криминалистической, экспертизы холодного оружия и технико-криминалистической экспертизы документов), назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также полномочия по обеспечению законности при осуществлении данного процессуального действия.

 

(Доп. вопросы). Наделение Правительства РФ полномочиями устанавливать дополнительные меры государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий семей, имеющих детей (№ 703816-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части дополнительных мер государственной поддержки по обеспечению возможности улучшения жилищных условий семей, имеющих детей", первое чтение).

Законопроектом предлагается:

1) Наделить Правительство РФ следующими полномочиями (указанные изменения предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., и применять до 31 декабря 2022 г.):

- устанавливать своим нормативным правовым актом дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей: меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения;

 - утверждать программы, которыми могут быть предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, а также определять лиц, имеющих право на эти дополнительные меры государственной поддержки, случаи, размер, порядок и условия предоставления такой поддержки;  

2) Дополнить перечень функций единого института развития в жилищной сфере (АО "ДОМ.РФ") новой функцией – быть агентом Правительства РФ по вопросам реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также наделить единый институт развития в жилищной сфере полномочием в рамках межведомственного взаимодействия, получать сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в части сведений, необходимых для реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

 

(Доп. вопросы). Запрет уступки коллекторам права (требования) по взысканию задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги (№ 662059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", первое чтение).

Законопроектом предлагается:

- установить запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, за исключением случаев уступки права (требования) управляющей организации, ТСЖ, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо ресурсоснабжающей организации;

- исключить из сферы действия ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» правоотношения, связанные с передачей полномочий по взысканию просроченной задолженности физического лица кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физ. лиц в качестве основного вида деятельности.

 

(Доп. вопросы). Сельские депутаты, работающие на непостоянной основе, будут представлять декларации о доходах и имуществе только в случае совершения в отчетном году сделок, по которым они обязаны отчитаться о своих расходах  (№ 680571-7 "О внесении изменений в статью 121 Федерального закона "О противодействии коррупции", первое чтение).

Законопроектом предусматривается, что лица, замещающие муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, предоставляют сведения о своих (своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей) доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за каждый год, предшествующий году предоставления сведений (отчетный период) в случае совершения в отчетном периоде сделок, предусмотренных ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (т.е. сделок по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду).

В случае, если в отчетном периоде таких сделок не совершалось, указанные выше лица сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ.

 

 

Законодательная регламентация деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (№ 573725-7 "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", первое чтение).

Законопроектом предусматривается следующее:

- должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ (далее – Уполномоченный) может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта РФ и является государственной должностью субъекта РФ;

- порядок назначения (избрания) на должность Уполномоченного устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и (или) законом субъекта РФ с учетом требований настоящего ФЗ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты; законом субъекта РФ минимальный возраст для кандидата на должность Уполномоченного может быть увеличен, но не более чем на 5 лет;

- Уполномоченный назначается (избирается) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок, установленный конституцией (уставом) субъекта РФ, законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет; одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд;

- до рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в РФ, а в случае если это предусмотрено законом субъекта РФ, проводит по ним консультации с иными органами государственной власти субъекта РФ и организациями;

- определяются требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного (запрет на занятие предпринимательской и другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; недопустимость наличия гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; запрет на членство в политических партиях и др.);

- конституцией (уставом) субъекта РФ Уполномоченному может быть предоставлено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ;

- определяется порядок подачи Уполномоченному и рассмотрения им жалоб, предложений или заявлений;

- предусматривается, что по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

направить соответствующему органу власти, организации или должностному лицу свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

обратиться в суд с административным иском в защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина (в т ч. неограниченного круга лиц);

обратиться в соответствующие компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства, производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела в отношении должностного лица, в действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

 обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда;

- предусматриваются гарантии деятельности Уполномоченного, в том числе: предоставление ему органами власти и должностными лицами по его запросам необходимой информации; право безотлагательного приема руководителями и иными должностными лицами органов власти и администрациями мест принудительного содержания; «свидетельский иммунитет» Уполномоченного по всем категориям дел; решение о возбуждении уголовного дела в отношении Уполномоченного, привлечении его в качестве обвиняемого принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

- не позднее 3-х месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ, губернатору, а также Уполномоченному по правам человека в РФ, председателю суда субъекта РФ, прокурору субъекта РФ и в иные органы, если это предусмотрено законом субъекта РФ.

 

(Доп. вопросы). Усиление уголовной ответственности за ДТП с тяжкими последствиями (№ 685843-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", второе чтение).

Законопроектом, в частности, предлагается:

1. Отнести к преступлениям средней тяжести неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы (в настоящее время – «превышает 3 года лишения свободы»), а к тяжким – неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 15 лет лишения свободы (ранее не предусматривалось);

2. Установить уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, – в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо ограничения свободы на срок до 4 лет, либо принудительных работ на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

3. Предусмотреть повышенную уголовную ответственность за указанное выше деяние, а также за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила:

- совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека – в виде принудительных работ на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

- повлекшие по неосторожности смерть человека – в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишения свободы на тот же срок (в настоящее время предусмотрено для лиц, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанных соблюдать указанные правила);

- совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, – в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет;

- повлекшие по неосторожности смерть 2-х и более лиц – в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишения свободы на срок до 7 лет (в настоящее время предусмотрено для лиц, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанных соблюдать указанные правила);

- совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть 2-х или более лиц, – в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.

4. Ужесточить наказание за нарушение ПДД, совершенное водителем, находящимся в состоянии опьянения,  если это повлекло по неосторожности:

- причинение тяжкого вреда здоровью человека, – такое деяние будет наказываться принудительными работами на срок до 5 лет (в настоящее время – до 3 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет (в настоящее время – до 4 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

- смерть человека – такое деяние будет наказываться лишением свободы на срок от 5 до 12 лет (в настоящее время – от 2 до 7 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

- смерть двух и более лиц – такое деяние будет наказываться лишением свободы на срок от 8 до 15 лет (в настоящее время – от 4 до 9 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Просмотров: 1060 | Дата публикации: 17.06.2019