|
Организации для детей перед заключением договоров аренды или безвозмездного пользования принадлежащего им имущества должны будут пройти процедуру оценки последствий заключения такого договора (№ 377711-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", второе чтение).
Законопроектом предусматривается, что в случае, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду или передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты, заключению договора об аренде или договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. При этом договор об аренде или договор безвозмездного пользования не могут заключаться, если в результате проведенной оценки последствий их заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.
Совершенствование осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (№ 376669-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", первое чтение).
Законопроектом предусматривается следующее:
- в положениях о лицензировании конкретного вида деятельности возможно будет реализовать положения приоритетной программы, в частности применения риск-ориентированного подхода при осуществлении лицензионного контроля;
- Правительство РФ наделяется полномочиями по определению видов регионального государственного контроля (надзора) при организации которых применяется риск-ориентированный подход в обязательном порядке. При этом высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ устанавливается перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход;
- в число объектов, причинение вреда которым исключает направление предостережения о недопустимости нарушении обязательных требований, включаются объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда РФ, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда;
- в целях установления гарантий прав подконтрольных субъектов при проведении плановых (рейдовых) обследований устанавливается, что такие мероприятия по контролю не могут проводиться в отношении конкретного юр. лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Совершенствование контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции (№ 430594-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции", первое чтение).
Законопроектом, в частности, предлагается:
- предусмотреть упрощенный порядок привлечения государственных и муниципальных служащих, работников государственных корпораций (компаний), государственных внебюджетных фондов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органам, к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) за коррупционные правонарушения в случае признания ими факта совершения правонарушения, а также установить единый срок давности для применения взысканий – не позднее 3-х лет со дня совершения коррупционного правонарушения;
- уточнить порядок участия лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих в управлении коммерческими и некоммерческими организациями от имени РФ, субъектов РФ или муниципальных образований;
- в ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» внести изменения, направленные на установление контроля за расходами лиц, занимавших одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, расходах своих супругов и несовершеннолетних детей, по сделкам по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций), совершенным лицами в период занятия таких должностей. Контроль за расходами таких лиц будет осуществляться прокурором в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- установить, что лицо, которое освобождено от должности (уволилось) и в отношении которого осуществляется контроль за расходами, пользуется теми же правами, что и лицо, занимающее такую должность;
- в целях пресечения случаев реализации или порчи имущества, в отношении которого прокурором заявлены требования об обращении его в доход государства, и совершения указанных действий на стадии проведения процедуры контроля за расходами предлагается закрепить возможность обращения взыскания на денежную сумму, эквивалентную стоимости такого имущества, если его обращение в доход государства невозможно.
Установление единого срока давности для применения дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (№ 430596-7 "О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации", первое чтение).
Законопроектом предлагается установить, что дисциплинарное взыскание за нарушение запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее 3-х лет со дня совершения проступка.
Установление условий освобождения юр. лица от административной ответственности за подкуп должностного лица (№ 430595-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", первое чтение).
Законопроектом предлагается:
- установить, что юридическое лицо освобождается от административной ответственности за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юр. лица должностному лицу (в т.ч. иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации), руководителю коммерческой или иной организации денег, имущества, оказание услуг имущественного характера за совершение в интересах этого юр. лица тех или иных действий (бездействия) (далее – незаконное вознаграждение от имени юр. лица), если такое юр. лицо способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство. При этом вышеуказанное освобождение от ответственности не будет распространяться на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц международных публичных организаций при осуществлении коммерческих сделок;
- в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юр. лица ввести новую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а именно – арест имущества такого юр. лица. Стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимальный размер административного штрафа, установленного за совершение данного административного правонарушения.
Уточняется понятие «самовольная постройка» и последствия ее возведения (№ 301924-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)", первое чтение).
Законопроектом предлагается:
- уточнить понятие самовольной постройки, предусмотрев, что не являются ею здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если данные здание, сооружение, строение возведены, созданы на основании необходимых для этого согласований или разрешений и в соответствии с ними или собственник данного объекта не знал и не мог или не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка;
- установить, что последствием самовольной постройки является не только обязанность лица, осуществившего такую постройку, снести ее, но таким последствием может быть обязанность этого лица привести самовольную постройку в соответствие с параметрами, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами;
- закрепить, что, по общему правилу, решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом (в т.ч. это касается объектов индивидуального жилищного строительства и созданных на садовом земельном участке жилых или садовых домов), а также уточнить случаи, при которых органы местного самоуправления вправе принимать решение о сносе самовольной постройки (либо – в соответствии с вводимыми законопроектом изменениями – о ее приведении в соответствие с установленными требованиями);
- ввести для органов местного самоуправления запрет на принятие решений о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объектов недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) или признано судом, либо в отношении которых ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки;
- для лиц, которые приобрели здание, сооружение или другое строение, право собственности на которое ранее было зарегистрировано, предусмотреть право на возмещение за счет казны РФ убытков в связи с утратой права собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае принятия в отношении указанных объектов решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствии с установленными требованиями (в размере рыночной стоимости указанных объектов либо расходов на ее снос);
- предусмотреть право регрессного требования РФ в размере указанных выше убытков, возмещенных РФ, к государственному регистратору, по вине которого, установленной судом, в ЕГРН были внесены незаконные или недостоверные данные об объекте недвижимого имущества, правах на него.
Совершенствование административной ответственности за нарушения в сфере строительства (№ 301854-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)", первое чтение).
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за совершение следующих деяний:
- за строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, которые приводят к нарушению установленных предельных параметров разрешенного строительства либо реконструкции объекта капитального строительства;
- эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо приобретенном по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями в соответствии с земельным законодательством;
- неисполнение в установленный срок решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вынесенного (принятого) судом или органом местного самоуправления городского округа, поселения в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случаев, когда такое решение суда приводится в исполнение в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
При рассмотрении гражданских дел вводится обязательное аудиопротоколирование судебных заседаний, а также автоматизированное распределение дел в судах между судьями (№ 426094-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", первое чтение).
Законопроектом в АПК РФ и ГПК РФ вносятся изменения, предусматривающие обязательное аудиопротоколирование судебного заседания в судах первой и апелляционной инстанции, а также возможность подачи замечаний относительно неточности и неполноты аудиозаписи.
По аналогии с АПК РФ в ГПК РФ и КАС РФ предлагается закрепить процессуальный статус помощника судьи и его полномочия, а также внести изменения, предусматривающие возможность перехода из предварительного судебного заседания в основное судебное заседание, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, за исключением случая, если требуется коллегиальное рассмотрение дела.
Предлагается предусмотреть автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении гражданских, арбитражных и административных дел. Формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, допускается только в случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2019 года.
Совершенствование порядка дисциплинарной ответственности судей (№ 425945-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 и 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", первое чтение).
Законопроект направлен на изменение роли председателей судов при назначении судей, а также на совершенствование порядка дисциплинарной ответственности судей. Предлагается:
- уточнить процедуру отбора кандидатов на должность судьи. Председатель суда должен в течение 20 дней после получения решения квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи внести в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи (действует - в случае согласия с указанным решением);
- уточнить, что дисциплинарное взыскание может быть также наложено на судью, если совершенный судьей дисциплинарный проступок повлек грубое нарушение прав участников процесса;
- расширить перечень дисциплинарных взысканий, дополнив его понижением судьи в квалификационном классе в том случае, если судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию. Повторная квалификационная аттестация судьи в случае применения к нему дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе проводится только по истечении срока пребывания судьи в квалификационном классе, присвоенном ему в результате применения указанного дисциплинарного взыскания;
- уточнить основания применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи;
- наделить Совет судей РФ, а также иные органы судейского сообщества в случае выявления признаков совершения судьей дисциплинарного проступка правом направить в квалификационную коллегию судей обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания, в т.ч. в виде досрочного прекращения полномочий судьи (но только при наличии частного определения, вынесенного вышестоящей судебной инстанцией, либо жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, совершенными при рассмотрении дела);
- уточнить порядок рассмотрения представлений и обращений о совершении судьей дисциплинарного проступка. Все жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей, рассматриваются ею самостоятельно (действует – "либо направляются для проверки председателю соответствующего суда"). Также исключается возможность подачи председателем соответствующего или вышестоящего суда представления о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка (такое право сохраняется только у органов судейского сообщества).
ФЗ вступает в силу с 1 января 2019 года.