|
Вводится запрет на приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений, если это расходование связано с выплатой стипендии и иных выплат обучающимся (№ 684987-7 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", третье чтение).
Законопроектом предлагается предусмотреть, что в случае нарушения бюджетным учреждением - должником сроков исполнения решения налогового органа или исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов такого учреждения, приостанавливая осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, не вправе будет делать это в отношении операций по расходованию средств в связи с выплатой стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Вводится запрет уступки коллекторам права (требования) по взысканию просроченной задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги (№ 662059-7 "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", третье чтение).
Законопроектом предлагается:
- установить запрет на уступку права (требования) по возврату просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, за исключением случаев уступки права (требования) вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанные лица в течение 10-ти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) обязаны уведомить в письменной форме собственника, нанимателя жилого помещения в МКД об уступке права (требования). Собственник, наниматель жилого помещения в МКД вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги указанным лицам до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности;
- установить, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности, а также создание Российского экологического оператора в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (№ 716663-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", второе чтение).
Законопроектом предусматривается следующее:
1) В части обращения с отходами I и II классов опасности:
Предусматривается создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности, во главе которой будет федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (юр. лицо, уполномоченное в соответствии с ФЗ "Об отходах производства и потребления" обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ, (далее – федеральный оператор)). Федеральный оператор будет определяться Правительством РФ по предложению Госкорпорации "Росатом", согласованному с уполномоченным Правительством РФ ФОИВом. В целях организации деятельности по обращению с указанными отходами Правительством РФ будет утверждена федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности (далее – федеральная схема), которая разрабатывается и корректируется с учетом сведений и информации, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами, государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
В этой связи Российская Федерация наделяется полномочиями: по утверждению основ ценообразования, правил регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности; по установлению порядка разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы, требований к ее составу; по утверждению положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности и т.д.
Госкорпорация "Росатом" наделяется следующими полномочиями и функциями: разрабатывает и направляет в уполномоченный Правительством РФ ФОИВ предложения по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами I и II классов опасности; осуществляет подготовку предложения по определению федерального оператора, его согласование с уполномоченным Правительством РФ ФОИВом и направление в Правительство РФ; создает государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
На федерального оператора возлагается осуществление следующих функций: осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности (индивидуальные предприниматели, юр. лица, обладающие правом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных ИП, юр. лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности) на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой; являться оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности и т.д. Федеральный оператор будет осуществлять прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав твердых коммунальных отходов, от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключение которого для федерального оператора будет являться обязательным.
Предусматривается, что индивидуальные предприниматели, юр. лица, в результате хозяйственной и (пли) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, будут осуществлять обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности (в этом случае указанные лица освобождаются от обязанности заключения с федеральным оператором договора оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности). В иных случаях они обязаны передавать такие отходы федеральному оператору.
2) В части обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО):
Предусматривается создание российского экологического оператора (публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента РФ в целях формирования комплексной системы обращения с ТКО, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения).
Правительство РФ наделяется полномочием по установлению единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, в т.ч. в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений.
Предусматривается создание федеральной схемы обращения с ТКО, которая будет включать в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с твердыми коммунальными отходами, и иную информацию, определенную Правительством РФ (в настоящее время предусмотрено, что территориальные схемы обращения с отходами, утверждаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, распространяются и на ТКО). Федеральная схема разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в ФОИВы, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством РФ. Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в т.ч. с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы. Рассмотрение разногласий, возникающих при разработке и корректировке территориальных схем, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. При разработке и корректировке федеральной схемы обращения с ТКО российский экологический оператор вправе представить субъекту РФ рекомендации по корректировке территориальной схемы обращения с отходами.
Предусматривается создание (в порядке, установленном Правительством РФ) государственной информационной системы учета ТКО (далее – ГИС ТКО), оператором которой будет являться Минприроды России. ГИС ТКО будет содержать: сведения об источниках образования ТКО и о местах их накопления; сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО; сведения о договорах, заключенных в сфере обращения с ТКО; сведения о тарифах в сфере обращения с ТКО и т.д.
Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору.
Проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (№ 717365-7 "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", второе чтение).
Законопроектом предусматривается проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух (далее – выбросы) на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (далее – сводные расчеты).
Территорию эксперимента составляют территории 12-ти городских поселений: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
Срок проведения эксперимента: с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.
Предусматривается создание межведомственного совета по проведению эксперимента при Минприроды России.
Предусматривается, что сводные расчеты суммируют выбросы всех предприятий и автотранспорта населенного пункта и позволяют рассчитать уровень загрязнения атмосферного воздуха по заданным загрязняющим веществам в определенных точках города.
При проведении сводных расчетов территория города «покрывается» расчетной сеткой, в «узлах» которой осуществляется расчет концентрации загрязняющего вещества с использованием методов расчетов рассеивания выбросов на основании данных о выбросах всех предприятий и автотранспорта города.
Для проведения эксперимента по квотированию выбросов предусмотрена следующая последовательность действий:
1) Росприроднадзор организует проведение сводных расчетов на территории эксперимента и запрашивает необходимые сведения по выбросам у субъектов хозяйственной деятельности. По итогам сводных расчетов Росприроднадзор утверждает заключение о проведении сводных расчетов, которое содержит, в т.ч., перечень загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение нормативов и перечень источников выбросов, влияющих на превышение нормативов качества атмосферного воздуха.
2) На основании сводных расчетов:
- Роспотребнадзор осуществляет расчет и оценку риска для здоровья человека, по результатам которых определяется перечень приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих квотированию;
- Росприроднадзор с учетом предложений Роспотребнадзора и органа власти субъекта РФ утверждает перечень квотируемых объектов (промышленные предприятия, объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры).
3) Росприроднадзор с учетом предложений органа власти субъекта РФ определяет для квотируемых объектов допустимые вклады концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее – допустимый вклад концентрации).
4) Природопользователи представляют в Росприроднадзор предложения по квотам выбросов (ограничение на выбросы для каждого источника выбросов природопользователя) на основании указанных допустимых вкладов.
5) Росприроднадзор на основе предложений природопользователей и органа власти субъекта РФ устанавливает квоты на выбросы с соответствующим уведомлением природопользователей. При установлении квот выбросов учитываются показатели снижения выбросов до 2024 года, установленные Указом Президента РФ от 07.05.18 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (снижение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в наиболее загрязненных городах).
6) Предприятия разрабатывают планы мероприятий по достижению квот выбросов (в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления) и согласовывают их с межведомственным советом по проведению эксперимента при Минприроды России, создание которого предусмотрено законопроектом.
7) Уполномоченный орган субъекта РФ в срок, не превышающий 3-х месяцев с момента установления квот выбросов, в целях их достижения разрабатывает предложения по актуализации мероприятий по снижению выбросов от объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, включенных в комплексные планы, разработанные во исполнение Указа № 204.
Для информационного обеспечения мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха планируется создание федеральной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных городах.
ФЗ вступает в силу с 1 ноября 2019 г. за исключением отдельных положений.
Аэропортам предоставляется право создавать на своей территории специально оборудованные изолированные помещения для курения табака (№ 315272-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", первое чтение).
Законопроектом предлагается разрешить курение табака в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, а также в зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом.
Усиление уголовной ответственности за нападение на медицинских работников (№ 139439-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников", третье чтение).
Законопроектом, направленным на обеспечение гарантий своевременного оказания медицинской помощи и защиты жизни и здоровья медицинских работников, предлагается установить:
- повышенную уголовную ответственность за совершение следующих преступлений в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга:
умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности;
угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы;
- уголовную ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента (вплоть до 2-х лет лишения свободы) или его смерть (вплоть до 4-х лет лишения свободы).
Уточняются основания для применения в отношении предпринимателей меры пресечения в виде заключения под стражу (№ 280281-7 "О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", первое чтение).
Законопроектом предлагается:
- установить, что предусмотренный сейчас запрет на заключение под стражу в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении отдельных видов мошенничества (ч. 1 – 4 ст. 159, ст. 1591 – 1593, 1595, 1596 УК РФ), а также в совершении присвоения (растраты) (ст. 160 УК РФ), причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверия (ст. 165 УК РФ), злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ) будет распространяться на этих лиц, если указанные преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности (сейчас предусмотрено, что этот запрет распространяется на лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении указанных преступлений, если они совершены в сфере предпринимательской деятельности);
- предусмотреть, что в постановлении следователя о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей должны быть изложены сведения о следственных и иных процессуальных действиях, произведенных в период после избрания меры пресечения или последнего продления срока содержания обвиняемого под стражей, а также основания и мотивы дальнейшего продления срока содержания обвиняемого под стражей. Указанный в постановлении о возбуждении ходатайства срок, на который продлевается содержание обвиняемого под стражей, должен определяться исходя из объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении. Если одним из мотивов продления срока содержания обвиняемого под стражей является необходимость производства следственных и иных процессуальных действий, приведенных в предыдущих ходатайствах, то в постановлении о возбуждении ходатайства указываются причины, по которым они не были произведены в установленные ранее сроки содержания обвиняемого под стражей. К указанному постановлению прилагается копия постановления о продлении по уголовному делу срока предварительного следствия или дознания;
- возложить на судью, рассматривающего ходатайство о продлении срока содержания под стражей, обязанность выносить решение на основании оценки приведенных в ходатайстве мотивов, а также с учетом "правовой и фактической сложности материалов уголовного дела, общей продолжительности досудебного производства по делу, эффективности действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременности проведения следственных и иных процессуальных действий";
- предоставить суду право:
продлить содержание под стражей на меньший срок, чем указано постановлении о возбуждении ходатайства, если суд посчитает его достаточным для выполнения объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении;
при отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей – по собственной инициативе избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.
Ратификация конвенции ШОС по противодействию экстремизму (№ 722440-7 "О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму", ратификация).
Конвенция подписана 9 июня 2017 г. в г.Астане на заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.
Конвенцией впервые в международном праве создана юридическая основа для эффективного сотрудничества государств - участников Конвенции (далее - Стороны) в целях противодействия идеологии и практике экстремизма, определено содержание таких понятий и терминов, как "экстремизм", "экстремистский акт", "финансирование экстремизма", "экстремистские материалы", "экстремистская организация", "противодействие экстремизму", установлены основные принципы осуществления сотрудничества в сфере противодействия экстремизму, предложен перечень мер по противодействию экстремизму, разрабатываемых и осуществляемых на национальном уровне.
Конвенцией определены перечень деяний экстремистского характера, за совершение которых Стороны обязуются установить гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность и меры, направленные на предупреждение и пресечение участия юридических лиц в осуществлении экстремистской деятельности, а также регламентирован порядок выдачи, передачи осужденных и оказания компетентными органами Сторон взаимной помощи по вопросам, входящим в сферу применения Конвенции.
Конвенция заключается на неопределенный срок и открыта для присоединения других государств, разделяющих ее положения, с согласия всех Сторон.
Создается реестр лиц, лишенных родительских прав или отстраненных от обязанностей опекуна (№ 657588-7 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", второе чтение).
Законопроектом предусматривается:
- создание реестра лиц, лишенных родительских прав или отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей или в отношении которых отменено усыновление по вине усыновителя, и включение данного реестра в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – банк данных);
- возложение на суд обязанности по направлению выписки из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах, отмене усыновления также в орган опеки и попечительства (что позволит этим органам вести учет таких лиц посредством внесения указанной информации в банк данных).
ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.
Определяется порядок информирования граждан о положенных им мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах и иных социальных гарантиях (№ 682012-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", первое чтение).
Законопроектом предусматривается, что в целях обеспечения информирования граждан о гарантированных им в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах в единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется формирование персонифицированной информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, на которые у гражданина возникают права получения в связи с наступлением жизненного события, а также о порядке обращения за их получением и, в случае необходимости, предоставления документов для подтверждения права.
Граждане вправе получать указанную информацию (в порядке, определяемом Правительством РФ):
- с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления с его согласия уведомлений (положение вступает в силу с 01.12.2020 г.);
- на основании бесплатного голосового обращения по выделенному телефонному номеру (положение вступает в силу с 01.07.2021 г.);
- путем посещения органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, иные социальные гарантии и выплаты, учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (положение вступает в силу с 01.01.2022 г.).
В порядке, определяемом законодательством субъекта РФ, гражданам может предоставляться информация о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Включение в перечень ветеранов боевых действий лиц, оказывавших в период с августа по сентябрь 1999 года содействие федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан (№ 740152-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", второе чтение).
Законопроектом предлагается:
- дополнить перечень лиц, наделенных статусом ветеранов боевых действий, включив в этот перечень лиц, оказывавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года содействие федеральным органам исполнительной власти, осуществлявшим борьбу с терроризмом, в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан и принимавших непосредственное участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан;
- предусмотреть, что указанной выше категории ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки:
преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы;
использование ежегодного отпуска в удобное для них время.
Справочно: текст первого чтения.
Снижение ставки НДС при реализации фруктов и ягод (включая виноград) с 20% до 10% (№ 752536-7 "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" первое чтение).
Законопроектом предлагается снизить с 20% до 10% ставку НДС в отношении операций по реализации фруктов и ягод (включая виноград).