|
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Федеральный закон "О противодействии коррупции» (далее по тексту – Закон), и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
Закон обязывает организации независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности, разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в ч. 2 ст. 13.3 Закона.
Так, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
сотрудничество организации с правоохранительными органами;
разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Организации вправе принимать иные меры по предупреждению коррупции.
В соответствии со статьёй 13.3 Закона и во исполнение Указа Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты разработаны и утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Они рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством РФ не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными РФ на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Задачами Методических рекомендаций являются:
информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:
получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;
получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер;
разработки основ антикоррупционной политики в организации.
Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:
разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.
Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях:
получения сведений об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.
В 2019 году Приморской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением организациями, расположенными в регионе деятельности Приморской транспортной прокуратуры, требований ст. 13.3 Закона выявлено 30 нарушений закона.
В нарушение ст. 13.3 Закона в 15 организациях не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в связи с чем Приморской транспортной прокуратурой руководителям данных организаций внесено 15 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены, 16 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Одно лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа - 1 миллион рублей.