|
Изменения Конституцию РФ (№ 885214-7 проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", третье чтение).
Законопроектом предлагается внести в Конституцию РФ изменения, предусматривающие следующее:
1) На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории, организация публичной власти, на которых устанавливается указанным федеральным законом;
2) Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются;
3) Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории РФ;
4) Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство;
5) Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается;
6) Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения;
7) Русский язык как государственный язык Российской Федерации является языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации;
8) Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством;
9) Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия;
10) Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности;
11) Местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть не только г. Москва, но и другой город, определенный федеральным конституционным законом;
12) Дополнить перечень предметов ведения РФ, включив в него следующие:
- организация публичной власти;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития РФ;
- установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в т.ч. непрерывного образования;
- федеральные информационные технологии;
- космическая деятельность (действует – деятельность в космосе);
- обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;
- метрологическая служба;
- установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в т.ч. ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
13) Дополнить перечень предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, включив в него следующие:
- сельское хозяйство;
- общие вопросы молодежной политики;
- обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
- защита института брака как союза мужчины и женщины;
- создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
14) Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
15) В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом;
16) В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат;
17) В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность;
18) Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства;
19) Определяются требования, которым должны отвечать лица, замещающие государственные должности:
- Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (в настоящее время – гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет). Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
- Уточняется, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков (в настоящее время – более двух сроков подряд). Положение Конституции РФ, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ (не более двух сроков), применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента РФ, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением. Указанное регулирование допустимого числа сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ, не препятствует лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента РФ на момент вступления данной поправки в силу, участвовать в качестве кандидата на выборах Президента РФ после включения указанной редакции законопроекта в текст Конституции РФ на установленное поправкой допустимое число сроков, вне зависимости от числа сроков, в течение которых указанное лицо занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления данной поправки с силу;
- Председателем Правительства РФ, Заместителем Председателя Правительства РФ, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти, руководителем федерального государственного органа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанным лицам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
- высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
- предусматривается, что Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. Сенатором РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Сенаторам РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
- для депутатов ГД, помимо действующих в настоящее время требований (гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах), вводятся требования о постоянном проживании в Российской Федерации, отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, а также вводится запрет в порядке, установленном федеральным законом, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
- для судей, помимо действующих в настоящее время требований (гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5-ти лет), вводятся требования о постоянном проживании в Российской Федерации, отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, а также вводится запрет в порядке, установленном федеральным законом, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
- прокурорами могут быть граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
- Уполномоченным по правам человека может быть гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
20) Предусматривается, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации;
21) Уточняются отдельные полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы:
- Президент РФ поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (в настоящее время – органов государственной власти);
- Президент РФ осуществляет общее руководство Правительством РФ;
- Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента РФ, и освобождает Председателя Правительства РФ от должности (в настоящее время – Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ). Уточняется, что после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой и последующего назначения Президентом РФ Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе, а не обязан распустить Государственную Думу и назначить новые выборы;
- Президент РФ утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. В случае если Председатель Правительства РФ освобожден Президентом РФ от должности, вновь назначенный Председатель Правительства РФ не представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;
- Президент РФ назначает на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением министров «силового блока») и освобождает их от должности (в настоящее время – Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров). При этом Государственная Дума утверждает по представлению Председателя Правительства РФ кандидатуры его заместителей и федеральных министров (за исключением министров «силового блока»). Президент РФ не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой. Предусматривается, что после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства РФ кандидатур его заместителей, федеральных министров Президент РФ вправе назначить заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства РФ. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства РФ кандидатур его заместителей, федеральных министров более 1/3 должностей членов Правительства РФ (за исключением должностей министров «силового блока»), остаются вакантными, Президент РФ вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ назначает заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (за исключением министров «силового блока»), по представлению Председателя Правительства РФ;
- Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
- Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
- Президент РФ вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РФ, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, а Совет Федерации решает вопрос о прекращении полномочий указанных судей или об отказе в этом;
- Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ (в настоящее время Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ, а прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ);
- Президент РФ формирует Государственный Совет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета РФ определяется федеральным законом;
- если после отклонения Президентом РФ федерального закона этот закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов ГД, Президент РФ может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого федерального закона, и если Конституционный Суд РФ подтвердит его конституционность, Президент РФ подписывает федеральный закон в трехдневный срок, а если конституционность федерального закона не будет подтверждена, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания (аналогичные правила устанавливаются для принятых Федеральным Собранием РФ федеральных конституционных законов, которые направляются Президенту РФ для подписания (поскольку Президент РФ не вправе отклонять федеральные конституционные законы));
- Президент РФ, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью и может быть лишен ее в порядке, предусмотренном Конституцией РФ для отрешения от должности действующего Президента РФ (т.е. Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения);
- в Совет Федерации пожизненно входит Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки (при этом он вправе отказаться от полномочий члена сенатора РФ);
- изменяется количество назначаемых Президентом РФ представителей Российской Федерации в Совете Федерации – не более 30-ти (в настоящее время – не более 10% от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), из которых не более 7-ми могут быть назначены пожизненно (из числа граждан, имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности). Представители РФ в Совете Федерации, за исключением представителей РФ, осуществляющих полномочия сенаторов РФ пожизненно, назначаются сроком на 6 лет;
- предусматривается, что Председатель Счетной палаты будет назначаться не Государственной Думой, а Советом Федерации, а заместитель Председателя Счетной палаты – не Советом Федерации, а Государственной Думой;
- Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в т.ч. направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания;
- уточняется, что если Председателем Правительства РФ перед Государственной Думой был поставлен вопрос о доверии Правительству РФ и Государственная Дума отказала в доверии, Президент РФ вправе, а не обязан в течение 7-ми дней принять решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Такая обязанность закрепляется за Президентом РФ только в том случае, если Правительство РФ в течение 3-х месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет;
- Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства РФ не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ в следующих случаях:
в течение года после избрания Государственной Думы;
с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;
в течение года после назначения Президентом РФ Председателя Правительства РФ, состоявшегося после того, как Государственная Дума три раза отклонила представленные кандидатуры Председателя Правительства РФ;
- Председатель Правительства РФ и его заместители, федеральные министры вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ;
- за Правительством РФ закрепляются новые полномочия:
обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей;
обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала;
обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальной интеграции без какой-либо дискриминации, создания доступной среды для инвалидов и улучшения качества их жизни;
осуществление мер по поддержке институтов гражданского общества, в т.ч. некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики;
осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
содействие развитию предпринимательства и частной инициативы;
обеспечение реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
22) Уточняются положения о Конституционном Суде РФ:
- количество судей Конституционного Суда РФ сокращается с 19 до 11 судей;
- устанавливается, что акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом РФ, не подлежат применению в ином истолковании;
- предусматривается, что Конституционный Суд РФ проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, только если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
- Конституционный Суд РФ наделяется полномочиями:
по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов РФ или депутатов ГД, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешать дела о соответствии федеральных конституционных законов Конституции РФ;
по запросу Президента РФ проверять конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ;
по запросу Президента РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверять конституционность законов субъектов РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
23) Предусматривается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.
Условием наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является передача им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств (в настоящее время предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств);
24) Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, предусмотренных законопроектом, проводится после вступления в законопроекта в силу и в случае дачи Конституционным Судом РФ заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений законопроекта и о соответствии Конституции РФ порядка вступления указанных выше изменений в Конституцию РФ;
25) Порядок назначения, проведения и определения результатов общероссийского голосования:
- инициатива проведения общероссийского голосования принадлежит Президенту РФ, он назначает общероссийское голосование своим указом, в котором содержится вопрос, который выносится на общероссийское голосование, и определяется день общероссийского голосования. Указ Президента РФ подлежит официальному опубликованию не позднее дня, следующего за днем его подписания;
- в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для участия граждан в общероссийском голосовании, общероссийское голосование не может состояться ранее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента РФ о его назначении. Если днем общероссийского голосования определен рабочий день, этот день является нерабочим днем. Оплата работникам за этот день осуществляется в соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом РФ применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни;
- в общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане РФ, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане РФ участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в общероссийском голосовании является свободным и добровольным;
- подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии всех уровней;
- ЦИК России утверждает порядок общероссийского голосования в трехдневный срок со дня официального опубликования указа Президента РФ о его назначении, утверждает форму и текст бюллетеня для общероссийского голосования, устанавливает итоги общероссийского голосования и определяет его результаты;
- для наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников голосования и установления итогов голосования общественными палатами назначаются наблюдатели: Общественной палатой РФ – в избирательные комиссии всех уровней (в ЦИК России – только одни наблюдатель), общественными палатами субъектов РФ – в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ. Порядок приема предложений о кандидатурах для назначения наблюдателями, назначения наблюдателей устанавливается Общественной палатой РФ;
- для подготовки и проведения общероссийского голосования могут быть использованы портал «Госуслуги», иные государственные информационные системы, МФЦ, а также при наличии условий для его проведения – дистанционное электронное голосование;
- в период со дня официального опубликования указа Президента РФ о назначении общероссийского голосования и до дня официального опубликования ЦИК России его результатов определенные законодательством о выборах общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания, редакции общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в целях информирования граждан РФ о подготовке и проведении общероссийского голосования, разъяснения порядка участия в нем безвозмездно предоставляют ЦИК России и избирательным комиссиям субъектов РФ эфирное время и печатную площадь в установленных законопроектом объемах;
- ЦИК России определяет результаты общероссийского голосования не позднее чем через 5 дней после дня его проведения и осуществляет официальное опубликование этих результатов в течение 3-х дней со дня принятия решения о результатах общероссийского голосования.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, за исключением тех его положений, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ и порядок назначения, проведения и определения результатов общероссийского голосования.
После вступления Закона в силу Президент РФ направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления тех положений Закона, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ.
В случае выявления несоответствия положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона или несоответствия Конституции РФ порядка вступления в силу тех положений Закона, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ, общероссийское голосование не проводится.
В случае если Конституционный Суд РФ дает заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона и о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу тех положений Закона, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ, положения Закона об общероссийском голосовании вступают в силу и проводится общероссийское голосование.
Положения Закона, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ, вступают в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования в случае, если предусмотренные ею изменения в Конституцию РФ получили одобрение в ходе общероссийского голосования. Указанные изменения Конституции РФ считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан РФ, принявших участие в общероссийском голосовании. Если за указанные изменения в Конституцию РФ проголосовало менее половины граждан РФ, принявших участие в общероссийском голосовании, такие изменения не считаются одобренными и не вступают в силу.
После одобрения в ходе общероссийского голосования изменений в Конституцию РФ, Президент РФ издает указ об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу. Официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками осуществляется незамедлительно после официального опубликования результатов общероссийского голосования.
Законодательная регламентация деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (№ 573725-7 "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", второе чтение).
Законопроектом предусматривается следующее:
- должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ (далее – Уполномоченный) может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта РФ и является государственной должностью субъекта РФ;
- порядок назначения (избрания) на должность Уполномоченного устанавливается Конституцией (уставом) субъекта РФ и (или) законом субъекта РФ с учетом требований настоящего ФЗ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
- на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты; законом субъекта РФ минимальный возраст для кандидата на должность Уполномоченного может быть увеличен, но не более чем на 5 лет;
- Уполномоченный назначается (избирается) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок, установленный конституцией (уставом) субъекта РФ, законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет; одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд;
- до рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в РФ, а в случае если это предусмотрено законом субъекта РФ, проводит по ним консультации с иными органами государственной власти субъекта РФ и организациями;
- определяются требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного (запрет на занятие предпринимательской и другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; недопустимость наличия гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; запрет на членство в политических партиях и др.);
- конституцией (уставом) субъекта РФ Уполномоченному может быть предоставлено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ;
- определяется порядок подачи Уполномоченному и рассмотрения им жалоб, предложений или заявлений, при этом жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;
- предусматривается, что по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
направить соответствующему органу власти, организации или должностному лицу в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
обратиться в суд с административным иском в защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина (в т ч. неограниченного круга лиц);
обратиться в соответствующие компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства, производства по делу об административном правонарушении или рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица, в действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;
обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда;
- предусматриваются гарантии деятельности Уполномоченного, в том числе: предоставление ему органами власти и должностными лицами по его запросам необходимой информации; право безотлагательного приема руководителями и иными должностными лицами органов власти и администрациями мест принудительного содержания; «свидетельский иммунитет» Уполномоченного по всем категориям дел;
- не позднее 3-х месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ, губернатору, а также Уполномоченному по правам человека в РФ, председателю суда субъекта РФ, прокурору субъекта РФ и в иные органы, если это предусмотрено законом субъекта РФ;
- для обеспечения деятельности Уполномоченного в соответствии с законом субъекта РФ может быть создан аппарат Уполномоченного.
(Доп. вопросы). Вводится административная ответственность за отказ в представлении инвалидам и пожилым людям товаров, работ или услуг в связи с состоянием их здоровья или ввиду их возраста (№ 674572-7 "О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение).
Законопроектом предлагается ввести административную ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом.
За совершение указанного деяния предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юр. лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по указанным причинам либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно данная административная ответственность будет наступать за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.
Изменения в федеральный бюджет в целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ (№ 904447-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", первое чтение).
Законопроект подготовлен в целях финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г.
Предлагается уточнить основные характеристики федерального бюджета, утвержденные на период 2020-2022 годов:
Доходы: в 2020 году - 20 593,6 млрд. руб. (18,1% ВВП) (+214,2 млрд. руб. (+0,1% ВВП); действует – 20 379,4 млрд. руб. (18,1% ВВП)), в 2021 году – 21 892,3 млрд. руб. (18,1% ВВП) (+645,8 млрд. руб. ((+0,5% ВВП)); действует – 21 246,5 млрд. руб. (17,7% ВВП)), в 2022 году – 22 813,6 млрд. руб. (17,7% ВВП) (+755,3 млрд. руб. ((+0,5% ВВП)); действует – 22 058,3 млрд. руб. (17,2% ВВП)), в т.ч. прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов в 2020 году составит 2 511,0 млрд. руб. (2,2% к ВВП) (+178,1 млрд. руб. (+0,2% ВВП); действует – 2 333,0 млрд. руб. (2,1% ВВП)), в 2021 году - 2 323,4 млрд. руб. (2,0% к ВВП) (+88,9 млрд. руб. (+0,07% ВВП)); действует – 2 234,6 млрд. руб. (1,8% к ВВП), в 2022 году - 2 113,4 млрд. руб. (1,6% к ВВП) (+77,7 млрд. руб. (+0,06% ВВП)) действует – 2 035,7 млрд. руб. (1,6% к ВВП).
Расходы: в 2020 году - 19 666,0 млрд. руб. (17,3% ВВП) (+162,7 млрд. руб. (+0,1% ВВП); действует – 19 503,3 млрд. руб. (17,3% ВВП)), в 2021 году – 21 191,0 млрд. руб. (17,6% ВВП) (+557,0 млрд. руб. (+0,4% ВВП); действует – 20 634,0 млрд. руб. (17,1% ВВП)), в 2022 году – 22 440,9 млрд. руб. (17,4% ВВП) (+677,6 млрд. руб. (+0,5% ВВП); действует – 21 763,3 млрд. руб. (16,9% ВВП)).
Профицит федерального бюджета: в 2020 году: +927,6 млрд. руб. (0,8% ВВП) +51,5 млрд. руб. (+0,05% ВВП); действует – +876,1 млрд. руб. (0,8% ВВП)), в 2021 году: +701,4 млрд. руб. (0,6% ВВП) +88,9 млрд. руб. (+0,1% ВВП); действует – +612,5 млрд. руб. (0,5% ВВП)), в 2022 году: +372,7 млрд. руб. (0,3% ВВП) +77,7 млрд. руб. (+0,1% ВВП); действует – +295,0 млрд. руб. (0,2% ВВП)).
Объем ВВП: в 2020 году - 113 631,0 млрд. руб. (+768 млрд. руб.; действует – 112 863,0 млрд. руб.), в 2021 году - 120 687,0 млрд. руб. (+ 323 млрд. руб. действует – 120 364,0 млрд. руб.), в 2022 году – 128 850,0 млрд. руб. (+342 млрд. руб. действует – 128 508,0 млрд. руб.).
Верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.21: 12 981,3 млрд. руб. (не изменяется).
Верхний предел государственного внешнего долга на 01.01.21: 64,4 млрд. долл. США (56,4 млрд. евро) (не изменяется).
Уровень инфляции: не превышающий 3% (прогноз не изменяется).
Объем Фонда национального благосостояния (прогноз на конец года) в 2020 г. - 8 172,0 млрд. руб. (не изменяется)
Функциональная структура расходов по открытой части на 2020 (млрд. руб.):
Наименование разделов |
Утверждено ФЗ |
Изменения |
Предлагаемый объем |
Всего, в том числе: |
16 233,1 |
+162,7 |
16 395,8 |
1. Общегосударственные вопросы |
1 457, 4 |
-49,3 |
1 408,1 |
2. Национальная оборона |
1 054,7 |
- |
1 054,7 |
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 485,7 |
- |
1 485,7 |
4. Национальная экономика |
2 539,8 |
+3,5 |
2 543,3 |
5. Жилищно-коммунальное хозяйство |
257,6 |
- |
257,6 |
6. Охрана окружающей среды |
343,8 |
-3,5 |
340,3 |
7. Образование |
887,5 |
+69,9 |
957,4 |
8. Культура, кинематография |
144,2 |
- |
144,2 |
9. Здравоохранение |
996,1 |
+50,0 |
1 046,1 |
10. Социальная политика |
4 990,4 |
+92,0 |
5 082,4 |
11. Физическая культура и спорт |
74,5 |
- |
74,5 |
12. Средства массовой информации |
94,3 |
- |
94,3 |
13. Обслуживание государственного и муниципального долга |
897,0 |
- |
897,0 |
14. Межбюджетные трансферты |
1 010,2 |
- |
1 010,2 |
Предлагается перераспределить бюджетные ассигнования и дополнительно направить на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г., в том числе:
- на предоставление материнского (семейного) капитала в 2020 г. – 122,4 млрд. руб. (с учетом собственных средств ПФР и дополнительно выделяемых ему средств в размере 111,9 млрд. руб. (межбюджетный трансферт)), в 2021 г. – 210,7 млрд. руб., в 2022 г. – 265,8 млрд. руб.;
- на предоставление субсидии бюджетам субъектов РФ для организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях: в 2020 г. – 21,8 млрд. руб.; в 2021 г. – 43,6 млрд. руб.; в 2022 г. – 43,6 млрд. руб.;
- на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: в 2020 г. – 25,4 млрд. руб.; в 2021 г. – 76,3 млрд. руб.; в 2022 г. – 76,3 млрд. руб.;
- на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно (в 2020 г. – 120,3 млрд. руб.; в 2021 г. – 219,0 млрд. руб.; в 2022 г. – 228,3 млрд. руб.);
- на финансовое обеспечение увеличения контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования: в 2021 г. - 2,5 млрд. руб.; в 2022 г. – 11,2 млрд. руб.;
- на предоставление субсидии бюджетам субъектов РФ на создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в отдельных субъектах РФ в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором: в 2020 г. – 19,3 млрд. руб.; в 2021 г. – 44,9 млрд. руб.; в 2022 г. – 42,3 млрд. руб.;
- на модернизацию региональных и муниципальных детских школ искусств путем их реконструкции и капитального ремонта в рамках предоставления бюджетам субъектов РФ соответствующей субсидии на условиях софинансирования в 2020-2022 годах в сумме 3,4 млрд. руб. ежегодно;
- на модернизацию первичного звена здравоохранения Российской Федерации в 2021-2022 годах – 50,0 млрд. руб. ежегодно;
- на поддержку лизинга продукции российского машиностроения, производства самоходных машин - 18,3 млрд. руб.
Изменения в бюджет Пенсионного фонда РФ в целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ (№ 904329-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", первое чтение).
Законопроект направлен на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. и предусматривает следующее:
1) Уточняются основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ, утвержденные на период 2020 - 2022 годов:
Доходы: в 2020 году – 8 937,3 млрд. руб. (+13,5 млрд. руб.; действует – 8 923,9 млрд. руб.), в 2021 году – 9 474,0 млрд. руб. (+177,5 млрд. руб.; действует – 9 296,5 млрд. руб.), в 2022 году – 9 953,1 млрд. руб. (+232,3 млрд. руб.; действует – 9 720,8 млрд. руб.).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета: в 2020 году – 3 217,4 млрд. руб. (-21,5 млрд. руб.; действует – 3 238,9 млрд. руб.), в 2021 году – 3 351,3 млрд. руб. (+135,3 млрд. руб.; действует – 3 216,0 млрд. руб.), в 2022 году – 3 381,5 млрд. руб. (+190,5 млрд. руб.; действует – 3 191,0 млрд. руб.).
Расходы: в 2020 году – 9 146,5 млрд. руб. (+104,2 млрд. руб.; действует – 9 042,3 млрд. руб.), в 2021 году – 9 501,2 млрд. руб. (+176,2 млрд. руб.; действует – 9 325,0 млрд. руб.), в 2022 году – 9 966,0 млрд. руб. (+263,6 млрд. руб.; действует – 9 702,3 млрд. руб.).
Дефицит: в 2020 году – 209,2 млрд. руб. (-90,8 млрд. руб.; действует – 118,4 млрд. руб.), в 2021 году – 27,2 млрд. руб. (+1,3 млрд. руб.; действует – 28,5 млрд. руб.), в 2022 году – 12,8 млрд. руб. (+5,7 млрд. руб.; действует – 18,5 млрд. руб.).
2) Предусматривается, в частности:
- увеличение расходов на выплату материнского (семейного) капитала: в 2020 г. до 428,1 млрд.. руб. (+111,9 млрд. руб.); в 2021 г. - до 522,1 млрд. руб. (+193,1 млрд. руб.); в 2022 г. - до 582,1 млрд. руб. (+282,7 млрд. руб.);
- увеличение расходов на выплату ежемесячных доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации: в 2020 г. до 8,7 млрд. руб. (+59,1 млн. руб.); в 2021 г. до 9,2 млрд. руб. (+66,4 млн. руб.); в 2022 г. до 9,9 млрд. руб. (+65,8 млн. руб.);
- увеличение расходов на выплату ежемесячных доплат к пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»: в 2020 г. до 2,6 млрд. руб. (+17,4 млн. руб.); в 2021 г. до 2,7 млрд. руб. (+19,6 млн. руб.); в 2020 г. до 2,9 млрд. руб. (+19,4 млн. руб.);
- уменьшение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»: в 2020 году до 496,3 млрд. руб. (-4,3 млрд. руб.), в 2021 году до 511,9 млрд. рублей (-13,1 млрд. рублей), в 2022 году до 533,7 млрд. рублей (-15,1 млрд. рублей);
- снижение прожиточного минимума пенсионера (ПМП): в 2020 году составит - 9 067 руб. (-244 руб.; действует – 9 311 руб.), в 2021 году - 9 374 руб. (-221 руб.; действует – 9 595 руб.), в 2022 году - 9 691 руб. (-217 руб.; действует – 9 908 руб.).
При переходе с ЕНВД или патентной системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения можно будет учесть произведенные до этого перехода расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (№ 862653-7 "О внесении изменения в статью 34625 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", первое чтение).
Законопроектом предусматривается, что организации и индивидуальные предприниматели, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяли систему налогообложения в виде ЕНВД или патентную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Справочно: Федеральным законом от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен запрет на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения в отношении розничной торговли подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации товарами (лекарственные средства, обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха) с 1 января 2020 г., а с 1 января 2021 г. прекращает свое действие ЕНВД.
(Доп. вопросы). Определяется порядок продажи Банком России Правительству РФ акций Сбербанка России (№ 901908-7 "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", первое чтение).
Законопроектом предлагается:
- установить порядок отчуждения Банком России акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" путем их продажи Правительству РФ в лице Минфина России;
-определить, что продажа обыкновенных акций ПАО "Сбербанк России" осуществляется на рыночных условиях по средневзвешенной цене этих акций за 6 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором заключен первый договор купли-продажи. Приобретение Правительством РФ в лице Минфина России акций будет осуществляться в рамках размещения средств Фонда национального благосостояния;
- на передачу Банком России обыкновенных акций ПАО "Сбербанк России" в пользу РФ в лице Минфина России не будут распространяться положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;
получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) банка Федеральной антимонопольной службой (направления уведомления ФАС);
уведомления эмитента и Банка России о приобретении (прекращении) права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;
- Банк России направит обязательное предложение о выкупе акций ПАО "Сбербанк России" на рыночных условиях по цене приобретения акций Правительством РФ в лице Минфина России. Выкупленные акции подлежат отчуждению в срок не позднее 31 декабря 2022 г. На доходы Банка России по акциям, приобретенным в результате обязательного предложения, не распространяется действие законодательства об особенностях перечисления в 2020 - 2022 годах доходов, полученных Банком России от участия в капитале ПАО "Сбербанк России" по итогам 2019 - 2021 годов;
- признать утратившими силу нормы, устанавливающие порядок поддержки ПАО "Сбербанк России", в т.ч. в форме субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов), а также ряд отдельных положений иных законодательных актов РФ (положение вступает в силу с 1 января 2024 г.);
- исключаются положения, согласно которым в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов Банк России на основании решения Совета директоров вправе предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) ОАО "Сбербанк России" (положение вступает в силу с 1 января 2024 г.).
(Доп. вопросы). Определяется порядок перечисления в федеральный бюджет части доходов, полученных Центральным банком РФ от продажи акций Сбербанка России (№ 901911-7 "О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России", первое чтение).
Законопроектом предлагается установить порядок перечисления в федеральный бюджет (казну РФ) части доходов, полученных Центральным банком РФ от продажи обыкновенных акций ПАО "Сбербанк России":
- часть дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО "Сбербанк России", в сумме, превышающей 700 млрд. руб., перечисляется в федеральный бюджет (казну РФ) и не подлежит учету при определении прибыли Банка России за соответствующий год для целей перечисления части прибыли Банка России в федеральный бюджет;
- подлежащую перечислению часть дохода Банк России передает в федеральный бюджет путем перечисления денежных средств и (или) передачи в казну РФ прав требований Банка России к ПАО "Сбербанк России" по договорам субординированного кредита, а также прав требований Банка России к государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" по договору (договорам) о размещении денежных средств в депозит, заключенному (заключенным) до даты вступления в силу законопроекта;
- Правительство РФ вправе принять в казну РФ данные права требования по их балансовой стоимости на день передачи;
- указанные денежные средства и (или) права требования перечисляются до 1 июня финансового года с учетом условий, определенных в законопроекте (в 2020, 2021 и 2022 гг. соответственно 500 млрд. руб., 650 млрд. руб. и 400 млрд. руб., а оставшаяся часть