|
По решению избирательных комиссий, организующих выборы в органы государственной власти или в органы местного самоуправления, голосование на таких выборах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более 3-х дней (№ 47830-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение).
Законопроектом предлагается:
1) В части введения возможности проводить голосование на выборах и референдумах в течение нескольких дней:
- предусмотреть, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы или референдум (на выборах депутатов ГД – по решению ЦИК России), голосование на выборах или референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более 3-х дней (законом может быть предусмотрено, что такое решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта РФ). В случае принятия такого решения голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование не проводятся (за исключением досрочного голосования на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях). Указанное решение может быть принято не позднее чем в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов или референдума и не подлежит пересмотру. Право принятия указанного решения в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов или референдума более высокого уровня;
- установить, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы или референдум (на выборах депутатов ГД – по решению ЦИК России), в период голосования, проходящего в течение нескольких дней подряд, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления или местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта РФ):
голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах);
голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено;
- предусмотреть, что право принятия решения о проведении голосования с использованием указанных выше дополнительных возможностей в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов или референдума более высокого уровня;
- установить, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах, а при проведении выборов в органы государственной власти субъекта РФ, референдума субъекта РФ, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта РФ наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта РФ;
2) В части предоставления политическим партиям права вносить представления о досрочном прекращении полномочий выдвинутых ими членов избирательной комиссий:
- предоставить политическим партиям, по предложению которых назначены члены соответствующей комиссии, право внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. При этом рассмотрение такого представления может быть осуществлено избирательной комиссией только в случае одновременного внесения политической партией предложения по кандидатуре нового члена;
- определить, что представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или ее регионального отделения либо иного структурного подразделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, за один год до окончания срока полномочий комиссии, в период, который начинается за 6 месяцев до дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует соответствующая комиссия, в период соответствующей избирательной кампании, а также в период избирательной кампании на иных выборах, кампании референдума, в подготовке и проведении которых участвует комиссия;
- установить, что орган, назначивший члена комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий, принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и назначении нового члена комиссии либо об отказе в удовлетворении указанного представления не позднее чем в месячный срок со дня его получения и информирует соответствующую политическую партию о принятом решении.
ФЗ закон вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления его в силу.
В границах водоохранных зон разрешается хранение агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос (№ 865816-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение).
Законопроектом предлагается:
- разрешить в границах водоохранных зон хранение агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос с учетом того, что такие хранилища не должны находиться на территориях городов и других населенных пунктов, в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, земель природоохранного и рекреационного назначения;
- строительство, реконструкцию и эксплуатацию специализированных хранилищ агрохимикатов на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос осуществлять при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, не допускающими попадания агрохимикатов в водные объекты и обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения;
- разрешить хранение агрохимикатов на территориях морских портов в границах водоохранных зон в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года, до окончания сроков эксплуатации таких хранилищ;
- включить в перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектную документацию специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.
Совершенствование отдельных положений бюджетного законодательства (№ 938348-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российский Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение).
Законопроектом предлагается, в частности:
1.Установить, что положения федеральных законов, законов субъектов РФ, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, приводящих к изменению общего объема доходов соответствующего бюджета и принятых после внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение в законодательный (представительный) орган, учитываются в очередном финансовом году при внесении изменений в бюджет на текущий финансовый год и плановый период в части показателей текущего финансового года. При этом исключаются положения, устанавливающие, необходимость установления даты вступления в силу (не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом) актов предусматривающих внесение изменений в законодательство РФ (в законодательство субъекта РФ, в нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования о налогах и сборах), принятые после дня внесения в соответствующий законодательный (представительный) орган проекта нормативного правового акта (федерального закона, закона субъекта РФ, решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период, приводящих к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы РФ;
2. Зачислять в бюджеты внебюджетных фондов по нормативу 100 % суммы штрафов, установленных КоАП РФ за административные правонарушения, выявленные должностными лицами соответствующих государственных внебюджетных фондов (положение распространяется на платежи, зачисленные на единый счет федерального бюджета с 1 января 2020 года);
3. Зачислять платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объекта:
- в отношении водных объектов, находящихся в собственности РФ, – в федеральный бюджет по нормативу 100%;
- в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования, – в бюджет соответствующего субъекта РФ или муниципального образования по нормативу 100%;
4. Исключить положения о Фонде развития;
5. Уточнить, что заключение соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется до 1 января очередного финансового года (действует – до 15 февраля текущего года);
6. Установить, что распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ним до 1 января очередного финансового года актами Правительства РФ, за рядом исключений (трансферты, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ; трансферты, распределяемые на конкурсной основе и т.д.). При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами РФ объема иных межбюджетных трансфертов в размере не более 5% общего объема соответствующего иного межбюджетного трансферта, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10% общего объема указанного иного межбюджетного трансферта, утвержденного на второй год планового периода.
7. Заключение соглашений о предоставлении из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (если заключение такого соглашения необходимо), осуществляется по общему правилу до 1 января очередного финансового года, а в случае нарушения этого срока бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на текущий финансовый год на соответствующие цели, направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов РФ соответственно в размере иного межбюджетного трансферта, в отношении которого не заключено соглашение о его предоставлении из федерального бюджета. Перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта РФ в порядке, установленном Минфином России.
8. Продлить на 2 года (до 1 февраля 2024 г.) срок, на который, начиная с 1 февраля 2016 г., приостановлено действие положения БК РФ о том, что одним из источников формирования Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ) являются доходы от управления средствами ФНБ (указанные доходы в этот период направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета);
9. Установить, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году по решению Правительства общий объем расходов федерального бюджета РФ может быть увеличен без внесения изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в объеме до 1,8 трлн. руб. в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством РФ;
10. Закрепить, что налоговые доходы от акцизов на средние дистилляты, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, в 2020 году подлежат распределению территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов РФ в соответствии с приложением к законопроекту.
ФЗ вступает в силу в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
До 31 декабря 2020 г. включительно суммы штрафов, установленных КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.
До 1 января 2024 года суммы штрафов, установленных КоАП РФ за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, местного значения, если постановления о наложении указанных штрафов вынесены должностными лицами ФОИВов (их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, иных федеральных государственных органов) по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.
Сохранение возможности для применения упрощенной системы налогообложения для тех налогоплательщиков, у которых доходы или численность работников превысила установленные пороговые значения, с одновременным повышением для таких налогоплательщиков налоговой ставки (№ 875580-7 "О внесении изменений в главу 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", третье чтение).
Законопроектом предусматривается введение с 1 января 2021 года переходного режима для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), у которых по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысили 150 млн. руб., но не более чем на 50 млн. руб., и (или) средняя его численность работников превысила 100 человек, но не более чем на 30 человек. За ними сохраняется вправо продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.
В отношении налогоплательщиков, допустивших указанные превышения:
- устанавливаются повышенные налоговые ставки: при объекте налогообложения «доходы» – 8%, при объекте налогообложения «доходы минус расходы» – 20%. Повышенные налоговые ставки применяются, начиная с квартала, в котором имели место указанные превышения (в предыдущих кварталах применяются стандартные налоговые ставки). Субъекты РФ не вправе изменять указанные ставки;
- налог исчисляется путем суммирования произведения соответствующей стандартной налоговой ставки (6% или 15%) и налоговой базы «до превышения», и произведения соответствующей повышенной налоговой ставки (8% или 20%) и налоговой базы «с момента превышения». Аналогичный порядок предусматривается в отношении авансовых платежей.
В случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 200 млн. руб. и (или) средняя численность работников превысила ограничение в 130 человек, налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.
Предусматривается продление на 3 года (до 1 января 2024 года) действия положений НК РФ, предоставляющих субъектам РФ право принимать законы об установлении налоговой ставки в размере 0% по УСН и патентной системе налогообложения на два налоговых периода для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах (т.н. «налоговые каникулы»).
Законопроект о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (№ 850621-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", второе чтение).
Законопроектом предусматривается:
1) Общие положения:
- к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся: мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; оперативно–разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие; производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора; расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу; деятельность органов внешней разведки; деятельность органов государственной охраны; деятельность органов ФСБ;
- законопроект не применяется к организации и осуществлению: экспортного контроля; государственного портового контроля; государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества; налогового, валютного и таможенного контроля; государственного и муниципального финансового контроля; федерального государственного надзора в области использования атомной энергии; государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юр. лиц; контроля за соблюдением законодательства о гособоронзаказе; федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции и т.д.;
- государственный контроль (надзор) подразделяется на федеральный (осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения РФ, полномочий органов государственной власти РФ по предметам совместного ведения) и региональный (осуществляется в рамках полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения, полномочий субъекта РФ по предметам ведения субъекта РФ);
- предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами; соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах; соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством РФ; исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
2)Виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами; виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ;
- федеральным законом или законом субъекта РФ о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю;
- для каждого вида контроля (надзора) предусматривается обязательное принятие положение о нем (утверждаемое, соответственно: Президентом РФ или Правительством РФ; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; представительным органом муниципального образования). Федеральные законы о видах контроля могут устанавливать положения, которые должны содержаться в положении о виде контроля;
- федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено:
освобождение контролируемого лица от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) или в случае получения контролируемым лицом заключения о подтверждении соблюдения обязательных требований, выданного организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции;
признание контрольными (надзорными) органами результатов деятельности СРО с добровольным членством по осуществлению этой СРО контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов – на основании соглашения, заключаемого СРО с контрольным (надзорным) органом (в этом случае деятельность контрольного (надзорного) органа не осуществляется в отношении членов данной СРО);
3) Информационное обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- предусматривается создание: единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля; единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий; информационной системы досудебного обжалования; реестра заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; информационных систем контрольных (надзорных) органов;
- не допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
- информирование контролируемых лиц о совершаемых контрольным (надзорным) органом действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, через портал «Госуслуги», а также посредством средств связи;
- документы, направляемые контролируемым лицом контрольному (надзорному) органу в электронном виде, могут быть подписаны видами электронной подписи, определенными законопроектом; при этом гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, вправе направлять контрольному (надзорному) органу документы на бумажном носителе;
4) Применение системы оценки и управления рисками:
- контрольный (надзорный) орган относит объекты контроля к одной из шести категорий риска причинения вреда (ущерба): чрезвычайно высокий риск; высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск;
- для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска, в положениях о виде контроля должны быть установлены виды контрольно-надзорных мероприятий, которые могут проводиться в отношении объектов, включенных в данную категорию риска, и их периодичность (частота). При этом в отношении объектов с чрезвычайно высоким риском проводится не менее одного и не более 2-х плановых контрольно-надзорных мероприятий в год, в отношении объектов с высоким или значительным риском – не менее одного в 4 года и не более одного в 2 года, в отношении объектов со средним или умеренным риском – не менее одного в 6 лет и не более одного в 3 года;
- виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются положением о виде контроля в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
5) Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов:
- оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется по каждому виду контроля в порядке, определяемом Правительством РФ, на основе системы показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в которую входят ключевые и индикативные показатели видов контроля;
- контрольные (надзорные) органы ежегодно осуществляют подготовку докладов о виде контроля, и на их основании ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, каждый год готовит сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в РФ, который ежегодно (начиная с 2022 года) не позднее 1 июля направляется Правительством РФ в Государственную Думу и Совет Федерации, а также размещается для всеобщего сведения на официальном сайте Правительства РФ в сети «Интернет»;
6) Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается по каждому виду контроля и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет». Профилактические мероприятия, предусмотренные программой, обязательны для проведения контрольным (надзорным) органом, при этом контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, и не предусмотренные программой;
- контрольно-надзорные органы могут проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит;
- профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с их согласия либо по их инициативе;
7) Процедура осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом или без такого взаимодействия, а именно:
взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка (инспекционный визит и выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. посредством аудиосвязи или видеосвязи);
без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование (проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа);
- основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть:
наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
поручение Президента РФ или Правительства РФ;
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок;
- для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное его уполномоченным должностным лицом;
- контрольные (надзорные) мероприятия (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом) могут проводиться только путем совершения следующих контрольных (надзорных) действий: осмотр; досмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; отбор проб (образцов); инструментальное обследование; испытание; экспертиза; эксперимент;
- по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт, с которым знакомится контролируемое лицо; оно вправе в течение 15-ти рабочих дней с даты получения акта подать на него возражения, после чего контрольным (надзорным) органом проводятся консультации с контролируемым лицом, результаты которых оформляются протоколом консультаций; протокол консультаций рассматривается контрольным (надзорным) органом при принятии решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия;
- по результатам контрольных (надзорных) мероприятий принимаются следующие решения:
в случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
в случае выявления нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган обязан выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, незамедлительно принять предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению причинения вреда (ущерба) или прекращению его причинения, принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, при наличии соответствующих полномочий – принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности; рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, подлежат отмене, если такое мероприятие было проведено с грубыми нарушениями требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий; отсутствие согласования с органами прокуратуры, если такое согласование обязательно; нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия и т.д.). В таком случае повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры;
8) Предусматриваются специальные режимы государственного контроля (надзора):
- мониторинг – получение информации о деятельности граждан и организаций, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в т.ч. с применением технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудиозаписи, видеозаписи, измерения. При этом контролируемые лица освобождаются от плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- постоянный государственный контроль (надзор) – постоянное пребывание инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора) – может вводиться при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального пробирного надзора. Определение объектов постоянного государственного контроля (надзора) производится в соответствии с федеральным законом о виде контроля.
ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Предусматриваются переходные положения.
Законопроект об обязательных требованиях и «регуляторной гильотине» (№ 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", Правительство РФ, второе чтение).
Законопроектом предусматривается:
1) Сфера применения ФЗ:
- обязательные требования – это определенные ФЗ правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, аккредитации и иных разрешений, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
- определяется, что ФЗ не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа; устанавливаемых в сфере обороны, гособоронзаказа, военно-технического сотрудничества, госбезопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в т.ч. противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка; в сфере действия законодательства РФ о налогах и сборах, бюджетного законодательства РФ, законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о таможенном регулировании и таможенном деле в РФ; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов и т.д.;
- порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством РФ о техническом регулировании;
- необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей;
- обязательные требования должны быть исполнимыми; не допускается установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования;
2) Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования:
- обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., актами, составляющими право ЕАЭС, положениями международных договоров РФ, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента РФ. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента РФ, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства РФ, ФОИВов. В соответствии с ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обязательные требования могут быть установлены соответственно нормативными правовыми актами Госкорпорации «Росатом» и Госкорпорации «Роскосмос» (далее – уполномоченные организации);
- обязательные требования, предусматривающие получение гражданами и организациями разрешений (в формах лицензий, согласований, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, заключений, экспертиз и иных разрешений), устанавливаются федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами – нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;
- при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- при установлении обязательных требований нормативными правовыми актами Правительства РФ, ФОИВа или уполномоченной организации должны быть соблюдены принципы, установленные ФЗ, и определены: содержание обязательных требований; лица, которые обязаны соблюдать обязательные требования; формы оценки соблюдения обязательных требований и ряд других элементов;
- создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия;
3) Действие обязательных требований:
- положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ (положение вступает в силу с 01.02.2021 г.);
- указанные выше правила о вступлении в силу соответствующих нормативных правовых актов не применяются к нормативным правовым актам, подлежащим принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части, а также нормативным правовым актам, направленным на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф;
- подзаконным нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать 6-ти лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства РФ. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом Правительством РФ, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока действия не более чем на 6 лет;
- в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований;
4) Открытость и предсказуемость
- проекты нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, подлежат публичному обсуждению;
- обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах, не применяются;
- обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, на которых они распространяются, путем опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих указанные обязательные требования, с соблюдением соответствующей процедуры;
5) Оценка проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и применения обязательных требований:
- ФОИВ, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, или уполномоченная организация в порядке, определяемом Правительством РФ, готовит доклад о достижении целей введения обязательных требований;
- оценка фактического воздействия проводится в отношении нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, в порядке, установленном Правительством РФ. Указанным порядком определяются также порядок и основания признания утратившими силу или пересмотра устанавливающих обязательные требования нормативных правовых актов Правительства РФ, ФОИВов и уполномоченных организаций, их положений;
- ФОИВы и уполномоченные организации при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, проводят процедуру оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ). Правила ее проведения в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых ФОИВами и уполномоченными организациями, определяются Правительством РФ;
- в целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству РФ и принципам, предусмотренным ФЗ, проводятся правовая экспертиза проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, и государственная регистрация нормативных правовых актов ФОИВов, содержащих обязательные требования;
6) Разъяснение обязательных требований:
- ФОИВы в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новых обязательных требований, а равно изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований. ФОИВы, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обязаны руководствоваться официальными разъяснениями обязательных требований;
- ФОИВы, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, и ФОИВы, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обеспечивают информирование лиц, которые обязаны соблюдать обязательные требования (далее – контролируемые лица), о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований;
7) Обеспечение реализации положений ФЗ («регуляторная гильотина») (положения не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, нормативные правовые акты Правительства РФ и ФОИВов, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером по которым выступает РФ):
- Правительством РФ до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечивается признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, ФОИВов, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора);
- независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории РФ или отменены указанные нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в таких актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности;
- Правительство РФ вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых вышеуказанные положения не применяются;
- с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий, аккредитации и иных разрешений не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.
ФЗ вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Возможность установления экспериментальных правовых режимов по отдельным направлениям разработки и апробации цифровых инноваций (№ 922869-7 "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", второе чтение).
Законопроект определяет цели и принципы экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, определяет круг участников экспериментальных правовых режимов, а также регулирует отношения, связанные с их установлением и реализацией.
Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций (далее – ЭПР) могут устанавливаться по следующим направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций:
- медицинская деятельность, в т.ч. с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан, фармацевтическая деятельность;
- проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в т.ч. высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;
- сельское хозяйство;
- финансовый рынок;
- продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом;
- архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений;
- предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
- промышленное производство (промышленность);
- иные направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, установленные Правительством РФ.
Установление ЭПР допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
- общее регулирование, касающееся отношений в сфере цифровых инноваций по соответствующим направлениям содержит требования, предписания, запреты, ограничения, при соблюдении которых внедрение цифровых инноваций невозможно или существенно затруднено;
- существует технологическая возможность применения цифровых инноваций либо для их использования требуется техническая, технологическая, организационная или иная подготовка;
- установление ЭПР должно привести к достижению одной или нескольких целей:
формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
развитие конкуренции;
расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
повышение эффективности государственного или муниципального управления;
обеспечение развития науки и социальной сферы;
совершенствование общего регулирования по результатам реализации ЭПР;
привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в РФ;
создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций;
- предложение об установлении ЭПР содержит обоснованную оценку рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юр. лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям и меры, направленные на минимизацию таких рисков.
Условия ЭПР, а также специальное нормативное правовое регулирование в отношении этого режима определяются программой соответствующего ЭПР, утверждаемой нормативным правовым актом Правительства РФ (в отношении финансового рынка – Банка России). При этом предметом специального регулирования не могут быть правоотношения, возникшие при осуществлении деятельности, связанной с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, в т.ч. при защите государственной тайны, обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры, а также в связи с возможным введением в оборот товаров, работ и услуг, оборот которых запрещен. Установление ЭПР не может являться основанием для предоставления соответствующим участникам ЭПР налоговых льгот.
По каждому направлению разработки и апробации цифровых инноваций, по которому возможно установление ЭПР, предусматривается свой регулирующий орган, которым является ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по соответствующему направлению, а в отношении финансового рынка – Банк России.
ЭПР устанавливается в отношении определенного круга субъектов или одного субъекта ЭПР на определенный срок (не более 3-х лет) и, если иное не предусмотрено таким ЭПР, на определенной территории. Программой ЭПР могут быть установлены различные сроки участия в ЭПР для разных субъектов ЭПР.
Инициатором установления ЭПР может стать государственный орган, орган местного самоуправления (в части предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля), юр. лицо, индивидуальный предприниматель (для юр. лиц и ИП законопроектом предусматривается ряд требований, которым они должны соответствовать, чтобы иметь возможность стать инициатором установления ЭПР). Предложение об установлении ЭПР (далее – инициативное предложение) вносится инициатором в уполномоченный орган (ФОИВ уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по нормативному правовому регулированию и полномочий, предусмотренных законопроектом, по вопросам экспериментальных правовых режимов, а в отношении финансового рынка – Банк России) с приложением к нему проекта программы ЭПР и документов, перечень которых утверждается уполномоченным органом (требования к форме и содержанию инициативного предложения и проекта программы ЭПР утверждаются уполномоченным органом).
В случае соответствия инициативного предложения указанным требованиям, уполномоченный орган направляет инициативное предложение в определенную Правительством РФ (а в отношении финансового рынка – Банком России) НКО, представляющую предпринимательское сообщество по вопросам ЭПР (далее – НКО по вопросам ЭПР). в регулирующий орган (если он не является его инициатором), а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается установить ЭПР, которые представляют заключение о возможности или невозможности установления ЭПР. После получения указанных заключений уполномоченный ФОИВ и НКО по вопросам ЭПР подготавливают свои заключения о возможности или невозможности установления ЭПР. Если уполномоченный ФОИВ, регулирующий орган и НКО по вопросам ЭПР дали заключения о возможности установления ЭПР, уполномоченный ФОИВ вносит предложение об установлении ЭПР в Правительство РФ, после чего предложение рассматривается определенным Правительством РФ координационным органом для снятия возможных разногласий. Если все разногласия были урегулированы координационным органом, предложение рассматривается Правительством РФ, которое издает акт об установлении ЭПР и утверждении его программы (в отношении финансового рынка это делает Банк России).
Лицо, являющееся инициатором, в случае установления ЭПР и включения инициатора в качестве субъекта ЭПР в программу ЭПР приобретает статус субъекта ЭПР с момента вступления в силу акта Правительства РФ (либо, соответственно, Банка России), которым утверждена программа указанного ЭПР, если иное не предусмотрено этой программой ЭПР. Иное лицо приобретает статус субъекта ЭПР путем присоединения к данному ЭПР в качестве субъекта ЭПР. Для присоединения к ЭПР лицо подает заявку в регулирующий орган, который готовит заключение о возможности такого присоединения, на основании которого Правительство РФ принимает решение о присоединении лица к ЭПР в качестве субъекта ЭПР.
Уполномоченный орган, регулирующий орган и НКО по вопросам ЭПР осуществляют мониторинг ЭПР, в рамках которого субъекты ЭПР направляют им отчеты об итогах деятельности в рамках реализации ЭПР. На основе этих отчетов уполномоченный ФОИВ и НКО по вопросам ЭПР готовят сводный аналитический отчет, в котором содержится один из следующих выводов: о допустимости либо недопустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования; о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования в случае внесения изменений в специальное регулирование.
В случае, если был сделан вывод о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования, уполномоченный орган вносит предложение о внесении изменений в общее регулирование в Правительство РФ, которое принимает одно из следующих решений: о необходимости внесения изменений в общее регулирование; о продлении срока действия ЭПР на один год для субъекта ЭПР или субъектов ЭПР, выполнивших программу ЭПР в случае их согласия.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Совершенствование государственной кадастровой оценки недвижимого имущества, в т.ч. установление персональной ответственности руководителей соответствующих госучреждений за качество проводимой ими кадастровой оценки и изменение сроков проведения очередной кадастровой оценки (№ 814739-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение).
Законопроектом предусматривается, в частности:
- установление режима непрерывного надзора Росреестром за проведением государственной кадастровой оценки (без проведения плановых проверок), а также уточнение предмета такого надзора;
- установление персональной ответственности руководителей государственных бюджетных учреждений субъектов РФ, осуществляющих определение кадастровой стоимости (далее – ГБУ субъектов РФ), за качество принимаемых такими учреждениями решений – помимо иных оснований, предусмотренных законодательством, трудовой договор с руководителями ГБУ субъектов РФ подлежит расторжению по инициативе работодателя, в случае принятия судом в соответствующем календарном году 100 и более решений, вступивших в законную силу, которыми были удовлетворены заявления об оспаривании решений ГБУ об отказе в пересчете кадастровой стоимости в соответствии законом при условии, что доля таких решений ГБУ превышает 20 % от общего количества решений этого ГБУ, принятых в соответствии законом, в указанном календарном году;
- проведение очередной государственной кадастровой оценки через 4 года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, а в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соответствующего решения – через 2 года (в настоящее время предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в 3 года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в 2 года) и не реже одного раза в 5 лет);
- установление правила о ретроспективном применении кадастровой стоимости, которая была установлена на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на весь период со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) первоначальной кадастровой стоимости;
- изменение механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости – переход от рассмотрения соответствующих заявлений в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к их рассмотрению в ГБУ субъектов РФ;
- рассмотрение любой ошибки в определении кадастровой стоимости в пользу правообладателя объекта недвижимости: если исправление ошибки в определении кадастровой стоимости влечет ее уменьшение, то такое уменьшение имеет ретроспективное применение на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости, если же исправление ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости, то такая новая стоимость применяется с года, следующего за годом ее исправления.
ФЗ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Предусматриваются переходные положения, в т.ч. в части применения положений об кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, а также рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости – до 1 января 2023 г.
(Доп. вопросы). В связи с принятие поправок к Конституции РФ уточняется понятие экстремистской деятельности (№ 985175-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", второе чтение).
Законопроектом предлагается уточнить понятие экстремистской деятельности, предусмотрев, что нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в т.ч. отчуждение части её территории), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами, признается экстремизмом (в настоящее время предусмотрено, что экстремизмом признается (помимо прочего) нарушение целостности Российской Федерации).
(Доп. вопросы). Формирование системы государственной поддержки инновационной деятельности и реализации высокорискованных технологических проектов (№ 929579-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", второе чтение).
Законопроект направлен на формирование единой системы принципов обеспечения государственной поддержки инновационной деятельности и реализации высокорискованных технологических проектов и предусматривает следующее:
1) Вводятся новые понятия:
- "технологический проект" - комплекс мероприятий, ориентированный на осуществление научно-исследовательских работ, создание, развитие и (или) масштабирование производства продуктов или технологий, характеризующийся высокой степенью риска и неопределенностью результатов реализации такого комплекса мероприятий;
- "венчурное и (или) прямое финансирование инновационных и (или) технологических проектов" - долгосрочное вложение средств, предоставленных в рамках финансирования государственной поддержки инновационной деятельности за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, в рамках одной или сочетания нескольких из следующих форм вложений (финансирования): участие в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, приобретение прав, связанных с таким участием, приобретение инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, участие в фондах прямых инвестиций в соответствии с законодательством РФ или применимыми согласно положениям законодательства РФ нормами законодательства иностранного государства на территории РФ, участие в договорах инвестиционного товарищества, участие в иных формах коллективных инвестиций, основанных на принципах совместного инвестирования денежных средств в рамках общей инвестиционной стратегии (политики) и совместного участия с другими инвесторами в распределении прибыли и убытков от инвестирования, предоставление кредитов, займов, иных долговых инструментов, в т.ч. с условием их конвертации (зачета), выдача гарантий и поручительств, а также в рамках иных не противоречащих законодательству РФ форм вложений;
- "институт инновационного развития" - организация, осуществляющая поддержку инновационной деятельности путем предоставления мер государственной поддержки лицам, осуществляющим инновационную деятельность, в формах, предусмотренных законопроектом, в т.ч. путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных и (или) технологических проектов (перечень федеральных институтов инновационного развития утверждается Правительством РФ, а перечни региональных институтов инновационного развития - органами исполнительной власти субъектов РФ);
2) Предусматриваются особенности и условия венчурного и (или) прямого финансирования инновационных и (или) технологических проектов:
- государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в т.ч. через институты инновационного развития, путем осуществления ими венчурного и (или) прямого финансирования инновационных и (или) технологиче