|
В Государственной Думе рассматриваются следующие законопроекты:
Совершенствование отдельных положений патентной системы налогообложения (№ 973160-7 "О внесении изменений в статьи 34643 и 34651 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", первое чтение).
Законопроектом предусматривается:
- унификация формулировок видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (далее - ПСН), в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2);
- расширение перечня видов предпринимательской деятельности на ПСН;
- увеличение ограничения по площади используемых в целях ведения предпринимательской деятельности на ПСН объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, - с 50 до 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, и по площади объектов организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей - с 50 до 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания. При этом субъектам РФ предоставляется право снижать указанные предельные размеры площади торгового зала (площади зала обслуживания посетителей) в пределах указанных ограничений;
- право налогоплательщиков ПСН уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) на обязательное социальное страхование и пособия по временной нетрудоспособности, начисленные за налоговый период.
ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН.
Создание национальной системы прослеживаемости товаров (№ 991147-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)",первое чтение).
Законопроект направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019 г., ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 386-ФЗ).
Законопроектом вводятся понятия:
- «прослеживаемость» - организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости и операций, связанных с оборотом таких товаров;
- «национальная система прослеживаемости» - информационная система, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, по установлению критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в данный перечень, а также по установлению перечня субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы прослеживаемости товаров.
Прослеживаемость товаров будет осуществляться на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков. Товарам, подлежащим прослеживаемости, будет присваиваться регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее – РНПТ).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, ввезенных с территории иностранных государств, РНПТ формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
В отношении товаров, ввозимых с территории государств - членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств и находящихся на территории РФ, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.
Прослеживаемость прекращается при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из перечня, утвержденного Правительством РФ, а также в случаях:
- выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у налогоплательщика прекращается право собственности на товар, включая передачу в производство, захоронение, утилизацию или уничтожение, безвозвратную утрату товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации;
- реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- фактического вывоза с территории РФ товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
- вывоза товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства - членов ЕАЭС.
При этом предусмотрено, что прослеживаемость возобновляется в следующих случаях:
- возврата товара из производства, в отношении которого прослеживаемость подлежала прекращению;
- возврата продавцу физ. лицами товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных физическим лицам для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- частичного или полного возврата товаров, ранее перемещенных с территории РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступлениях их в силу.
Совершенствование порядка налогообложения контролируемых иностранных компаний (№ 990129-7 "О внесении изменений в статью 2513-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", первое чтение).
Законопроект разработан с целью урегулирования вопросов, в отношении которых отсутствует единообразная правоприменительная практика либо существует неопределенность, требующая устранения посредством совершенствования налогового законодательства, а также поддержание и стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов и создание конкурентных условий для развития бизнеса.
Предлагается, в частности:
- исключить доход в виде дивидендов и соответствующую сумму налога у источника из расчета эффективной ставки налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее – КИК) для случаев, когда фактическим получателем дивидендов является контролирующее лицо – российский налоговый резидент, поскольку в данном случае КИК не имеет права распоряжаться такими дивидендами при осуществлении своей хозяйственной деятельности и не несет налогового бремени в связи с их получением;
- уточнить понятия иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании, а также упорядочить и привести в соответствие с экономической сущностью холдинговой (субхолдинговой) деятельности критерии для освобождения прибыли КИК от налогообложения в случае, если иностранная холдинговая (субхолдинговая) компания признается активной холдинговой (субхолдинговой) компанией;
- перейти от особого к общему порядку корректировки прибыли КИК применительно к операциям с производными финансовыми инструментам (далее – ПФИ);
- финансовые результаты от операций с ПФИ учитывать в общем порядке на основе финансовой отчетности КИК;
- унифицировать порядок определения расходов КИК при реализации (ином выбытии) долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, ПФИ, предусмотрев, что соответствующие расходы определяются в соответствии с порядком (методом списания), предусмотренным соответствующей финансовой отчетностью КИК;
- урегулировать порядок учета налога, исчисленного и (или) уплаченного КИК в иностранной юрисдикции после даты предоставления контролирующим лицом налоговой декларации в отношении прибыли КИК за соответствующий финансовый год;
- не лишать налогоплательщика права на амортизацию основного средства в части расходов на его создание (приобретение), которые не были учтены при определении инвестиционного налогового вычета, а также дать право налогоплательщику переносить неиспользованный налоговый вычет в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на следующие периоды аналогично порядку, предусмотренному для части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ;
- ряд положений НК РФ привести в соответствие с новыми требованиями организации деятельности застройщиков;
- обеспечить раздельный налоговый учет средств Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", выделяемых целевым образом на реализацию государственных программ от доходов (расходов), получаемых этой организацией в рамках коммерческой деятельности. А для товаров (работ, услуг) в области космической деятельности, облагаемых по ставке НДС 0%, предусмотреть общий порядок принятия к вычету суммы предъявленного НДС – в момент предъявления налога продавцом, а не в момент сбора и представления в налоговые органы документы, подтверждающие ставку 0%.
Создание стимулирующих налоговых условий для переработчиков этана и сжиженных углеводородных газов (№ 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье", первое чтение).
Законопроект направлен на создание стимулирующих налоговых условий для сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию и предусматривает следующее:
- применение с 1 января 2022 года в отношении переработчиков этана или СУГ права на налоговый вычет по акцизам с повышающим коэффициентом при условии введения ими новых производственных мощностей по переработке этана или СУГ в эксплуатацию после 1 января 2022 г. (проектной мощностью по сырью не менее 300 тыс. тонн этана в год) или обязательного осуществления новых инвестиций в объекты основных средств, вводимых в эксплуатацию в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2027 г., в размере не менее 65 млрд. руб., по заключенному до 1 января 2023 г. с Минэнерго России соглашению о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии;
- ежегодная индексация ставки акциза на СУГ с 1 января 2024 г. в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд. руб.;
- применение дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье, для нефтепереработчиков, заключивших до 1 июля 2021 г. с Минэнерго России соглашение о создании новых мощностей (увеличению мощности действующих мощностей) по глубокой переработке нефтяного сырья и (или) новых объектов основных средств, согласно которому налогоплательщик обязан осуществить начиная с 1 января 2019 г. по любую дату после 1 января 2023 г. капитальные вложения в объекты основных средств нефтеперерабатывающего завода или осуществить с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2026 г. введение в эксплуатацию на таких предприятиях объектов основных средств, указанных в инвестиционном соглашении, в размере, не менее предусмотренных стоимостных пределов;
- корректировка определения средних дистиллятов, исключающая из этого определения мазут;
- уточнение порядка расчета коэффициента, применяемого при определении размеров вычета сумм акциза, исчисленного в случаях использования винограда для производства спиртных напитков по технологии полного цикла, а также индексация такого коэффициента в 2023 году с учетом инфляции;
- уточнение применяемого при определении ставки налога на добычу нефти коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц) и показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм), в случае если их значение при ценах на нефть марки «Юралс» ниже 15 долларов США за баррель, составило менее нуля;
- во избежание удорожания спиртосодержащей продукции, используемой для уничтожения микроорганизмов, способных вызывать инфекционные заболевания, предусматриваются меры, направленные на поддержку производителей такой продукции в условиях действующего с 1 января 2020 г. механизма по контролю за использованием этилового спирта.
ФЗ ступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Ратификация Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении (№ 984625-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении", ратификация).
Договор подписан 30 октября 2019 г. в г. Будапеште.
Договором предусматривается предоставление права на получение страховой пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, накопительной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также социальной пенсии (будет выплачиваться при условии проживания граждан в Российской Федерации).
Договор основан на пропорциональном принципе распределения финансовых обязательств Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории: каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с положениями своего законодательства, при этом Российская Федерация будет также учитывать страховой стаж, приобретенный и на территории бывшей РСФСР.
В случае недостаточности при определении права на страховую пенсию застрахованного лица величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы на территории Российской Федерации в расчет могут быть приняты периоды работы в Венгрии (1 коэффициент за 1 год такого стажа).
В случае переезда получателя пенсии на постоянное место жительства в третье государство выплата назначенной Российской Федерацией пенсии по его выбору будет осуществляться на территории Российской Федерации либо переводиться на территорию Венгрии.
Предметом Договора также являются выплаты застрахованному лицу в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием, а также членам его семьи в случае смерти застрахованного вследствие этих причин. Выплаты в указанных случаях назначает и выплачивает та Договаривающаяся Сторона, где имел место несчастный случай или где в последний раз осуществлялась работа, которая могла вызвать профессиональное заболевание.
Кроме того, Договором предлагается определить обязанности компетентных учреждений Сторон при осуществлении назначения и выплаты пенсий и пособий путем заключения административного соглашения по его применению.
Справочно: решением Совета ГД от 14.09.2020 г. рассмотрение законопроекта было перенесено с 17 на 16 сентября – в связи с отменой пленарного заседания 17 сентября.